Дуновение ветра

Дуновение ветра

07-02-2017 17:09

Дуновение ветра

Примерно год назад мы начали работу над спектаклем "Дуновение ветра" на музыку Боба Дилана. Идея возникла из суммы впечатлений от музыки Дилана и фильма "Меня там нет". Описать её словами как-то сложно, скорее она существует у меня в подсознании.

Дилан написал более 650 песен, а для спектакля нужны были 8-10, не больше. Процесс выбора занял, наверное, месяц. Основным его критерием была возможность соединить музыку с танцем. С другой стороны, был важен и текст песен, который хотелось выставить в определённой последовательности по ходу спектакля. Как-то сразу стало понятно, что нужно начать с "Blowin' in the Wind", а закончить "Knockin' on Heaven's Door", остальную музыку разместить внутри.

1

И в жизни, и в музыке Боб Дилан очень независим. Он всегда делал то, что хотел. В фильме "Меня там нет" есть эпизод, когда зрители фестиваля в Ньюпорте, ожидая от Дилана традиционных для него длинных текстов, акустической гитары и губной гармоники, то есть манеры ближе к фолк-музыке, и получив взамен настоящий рок, подвергли музыканта обструкции. Они свистели и кричали ему, мешая играть, но он просто не обращал на них внимания. Они хотели услышать привычное для них, а получили то, к чему не были готовы.

В любом виде творчества существует дилемма - оставаться с тем, что нашел и что приносит успех или двигаться дальше, не обращая внимания на критику. В современном танце этот выбор сделан в пользу изменений во многом под влиянием Дорис Хамфри. Она считала, что следует основательно работать с танцевальными идеями, развивая их, из-за чего формальная сторона может меняться. То есть если вы хотите создать собственую технику, создавайте, но не останавливайтесь. И тогда через некоторое время она изменится. Получается что-то вроде "мобильной аутентичности".

2

В музыке, особенно коммерческой, существенные изменения могут привести к финансовым потерям, в некоммерческом современном танце такие потери, если они есть, ничтожны, что способствует постоянным экспериментам в области танцевальной формы.

В целом, можно сказать, у многих хореографов современного танца техника в течение их творческой жизни меняется, причём иногда весьма значительно. Но дилемма всё-таки существует. Нелегко бывает отказаться даже от небольшой части того, что, казалось бы, было найдено раз и навсегда и не вызывало сомнений.

3

Всё это знакомо и мне. В поисках своей техники я никогда не останавливался. Помню, года через 3 после первой премьеры труппы зрители из самых близких друзей спрашивали: "А где ТА техника "Квартета", "Арий"?" - они были вежливы, не свистели и не кричали. Они даже не покидали зал.

Размышляя над жизнью Дилана, я ощутил её сходство с моей, как раз с точки зрения "мобильной аутентичности". И тогда я решил - вот об этом и будет спектакль. О личности и массе. О несогласии "шагать в ногу", об изменениях, которые возникают спонтанно, о желании одного изменить многих и так далее. И чтобы не возникало никакого напряжения, всё должно быть легко и воздушно, как будто этого и не было вовсе.

4

Как я уже сказал, работу над спектаклем мы начали год назад. И показали два очень сырых фрагмента 20 апреля на фестивале в честь 25-летия современного танца Санкт-Петербурга. А дальше произошло то, что дополнительно (с нашей внутренней стороны) оправдывает наш выбор. Труппу покинул сначала один человек, потом другой. Первому не понравилась хореография, второму - хореография и музыка. Это был не ИХ спектакль, не ИХ музыка и не ИХ танцы. Одному мы нашли замену в октябре (в труппу вернулась Аня Юрко), другому - совсем недавно. Работа несколько раз останавливалась, но теперь вроде бы всё хорошо - работаем, что могут подтвердить размещенные здесь фотографии.

Мы покажем неполную версию спектакля 20 марта в рамках фестиваля, который пройдёт в Учебном театре на Моховой. Полноценная же премьера пройдет в Эрарте в апреле.